Посольство Российской Федерации в Республике Сербии
+381 (0) 11 361 1090
+381 (0) 11 361 1323
/График работы: 8.00 – 17.00 (пн – пт)
18 октября

Статья Посла России в Сербии А.А.Боцан-Харченко для журнала «Напредак»

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ  И РОССИЙСКО-СЕРБСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

2020 год – год 75-летия Великой Победы и основания ООН

В нынешнем году мир отмечает знаковые юбилейные даты – 75-летие Победы во Второй мировой войне и учреждения Организации Объединенных Наций. 

В 1945 году союзники по антигитлеровской коалиции, с честью выдержав страшные испытания и разгромив нацизм, объединили усилия, дабы заложить прочный фундамент нового миропорядка, основанного на началах коллективной безопасности и равноправного межгосударственного сотрудничества. Устав ООН, вступивший в силу 24 октября 1945 года, остается краеугольным камнем современной системы международного права, а сама Всемирная Организация – важнейшим механизмом поддержания мира и безопасности, благодаря которому человечество уже три четверти века не знает ужасов глобального конфликта, незаменимой площадкой для совместного поиска и выработки компромиссных решений, которой нет равных по легитимности и представительности. 

Россия, как держава, стоявшая у истоков ООН, выступает за дальнейшее упрочение центральной координирующей роли Организации в международных делах, укрепление многосторонних основ межгосударственных отношений и мировой экономики на базе универсальных правовых норм, прежде всего Устава ООН, с акцентом на безусловное уважение суверенитета всех стран и недопустимость вмешательства в их внутренние дела. Выступаем за углубление сотрудничества на социальном, экономическом, природоохранном и иных направлениях деятельности Организации.

В ближайшей перспективе принципиально важно, чтобы постоянные члены СБ ООН, подтверждая свою особую ответственность за поддержание международного мира и безопасности, провели встречу на высшем уровне, посвященную поиску коллективных ответов на современные вызовы и угрозы. С учетом первой позитивной реакции всех стран «пятерки» на это предложение Президента Российской Федерации В.В.Путина рассчитываем, что такой саммит состоится в очном формате, как только позволят обстоятельства. Проведение встречи постоянных членов СБ ООН стало бы глубоко символичным, продемонстрировав нашу общую приверженность духу союзничества, высоким идеалам и ценностям, завещанным нам в наследство великим поколением победителей.

Забвение прошлого, напротив, может обернуться катастрофическими последствиями. К сожалению, 75 лет спустя уроки Второй мировой войны очевидны не для всех. Не утихают безнравственные попытки исказить документально подтвержденные исторические факты, пересмотреть незыблемые решения Нюрнбергского трибунала, умалить жертвенный освободительный подвиг Советского Союза, внесшего решающий вклад в победу над человеконенавистнической идеологией нацизма, обелить военных преступников и коллаборационистов, вычеркнуть из истории пагубную западную политику умиротворения агрессора, ставшую прологом к мировой трагедии. 

Циничный подтекст таких действий очевиден. Переписав историю, можно беспрепятственно потакать агрессивному национализму ради решения конъюнктурных задач, продвигать некий «порядок, основанный на правилах» взамен общепризнанных норм международного права, развивать тезис о том, что главным послевоенным достижением якобы является отнюдь не учреждение ООН, а укрепление «трансатлантической солидарности» и создание НАТО. 

Видим в этом прямую угрозу основополагающим ценностям демократии и прав человека, международной и региональной безопасности. Приоритетом должно оставаться объединение всех здоровых политических сил для противодействия ревизии истории Второй мировой войны и возрождению извращенных идей превосходства одной нации, религии, культуры над другими. Рады, что наши оценки разделяются абсолютным большинством членов мирового сообщества. Это подтверждает ежегодное голосование в Генеральной Ассамблее ООН по инициируемому Россией проекту резолюции о борьбе с героизацией нацизма. В 2019 году соавторами документа стало рекордное число государств – 62, включая Россию и Сербию. В целом резолюцию поддержало 133 страны.

 

Российско-сербское стратегическое партнерство

В ходе недавней встречи с Президентом Сербии А.Вучичем в Кремле 23 июня 2020 года Президент России В.В.Путин подчеркнул «особые по своему характеру, очень добрые союзнические отношения» между нашими странами. Определяющую роль для всемерного развития российско-сербского стратегического партнерства имеет доверительный политический диалог на самом высоком уровне. Наши народы объединяют историческая, духовная и культурно-цивилизационная близость, искренние чувства взаимной симпатии и уважения, многовековой опыт братства по оружию. 

Проводя взвешенную, независимую внешнюю политику, выступая за справедливый миропорядок и добросовестное соблюдение международно-правовых обязательств, Москва и Белград эффективно взаимодействуют по вопросам актуальной международной повестки на различных многосторонних площадках, включая ООН, ОБСЕ, Совет Европы.

Россия и Сербия едины в необходимости сохранения исторической правды, недопустимости пересмотра итогов Второй мировой войны. Глубоко признательны сербской стороне за поддержание памяти о подвиге советских воинов, павших во имя освобождения Югославии, бережное и уважительное отношение к мемориалам.

Динамично и успешно, строго в рамках международного права укрепляется российско-сербское военно-техническое сотрудничество. 

Реализуются – несмотря на все ограничения вследствие пандемии коронавируса – масштабные инфраструктурные и энергетические начинания по линии флагманской совместной компании АО «НИС», а также ОАО «РЖД», ПАО «Силовые машины». По плану идет сооружение магистрального газопровода-отвода от «Турецкого потока». Эти проекты в определяющих для социально-экономического благополучия страны сферах имеют стратегический характер не только в двустороннем контексте, но и применительно к экономическому развитию региона и целого континента. Хорошие перспективы обозначаются в сельском хозяйстве, промышленной кооперации и в сфере высоких технологий, включая мирное использование атомной энергии и цифровизацию. Совершенствуются торгово-инвестиционные связи. В минувшем году объем товарооборота составил более 2,5 млрд долл. США, что на 22% превышает показатель 2018 года. Заинтересованы в росте товарооборота, диверсификации его номенклатуры.

Интенсивно выстраиваются гуманитарные и культурные контакты. Диалог, направленный на поддержание согласия в православном мире, продвижение идеалов миротворчества, развивают сестринские Русская и Сербская православные церкви. Подлинным символом нашего нерушимого духовного единства является величественный храм Св. Саввы в Белграде, значимое содействие в оформлении мозаичного убранства которого оказала российская сторона.

 

Формирование справедливого и устойчивого миропорядка

Россия уделяет неослабное внимание обеспечению устойчивого глобального развития при полном уважении центральной координирующей роли ООН. Отмечая необратимость рассредоточения мирового хозяйственного и человеческого потенциала, его смещение в Азиатско-Тихоокеанский регион, всесторонне поддерживаем естественный процесс становления полицентричной, справедливой, демократичной системы международных отношений, в которой будут гармонично учитываться позиции всех участников международного общения. 

Объективная реальность такова, что решать насущные общемировые вопросы в «эксклюзивных клубах» уже не представляется возможным. Требованиям времени, на наш взгляд, отвечают межгосударственные объединения, которые в своей работе руководствуются принципами коллегиальности, равноправия, цивилизационного многообразия, отказа от жестких блоковых подходов. Один из примеров – «Группа двадцати», где представлены интересы многих ведущих центров экономического роста и политического влияния. Те же ценности определяют сотрудничество в форматах БРИКС и ШОС, председательство в которых в текущем году осуществляет Россия, а также в рамках СНГ, ОДКБ, ЕАЭС.

Безальтернативность глобального «дипломатического концерта» стала еще более явной в свете стихийного распространения коронавируса, кардинально преобразившего привычный жизненный уклад во всех без исключения странах мира. Преодоление политических и социально-экономических последствий «коронакризиса» требует беспрецедентной консолидации международных усилий, конструктивного сопряжения потенциалов суверенных государств. Пример такого сотрудничества дала эффективная совместная работа России и Сербии по сдерживанию эпидемии COVID-19. 

Полагаем неприемлемой политизацию проблематики коронавируса, считаем безответственными попытки дискредитировать в этой связи отдельные государства или организации системы ООН. Отмечаем, что в ходе экстренного саммита «Группы двадцати» 26 марта 2020 года Президент Российской Федерации В.В.Путин выступил с предложением создать «зеленые коридоры», свободные от торговых войн и санкций, для взаимных поставок медикаментов, продовольствия, оборудования и технологий. Россия также поддержала призыв Генсекретаря ООН А.Гутерреша к сторонам региональных вооруженных конфликтов о безотлагательном введении режима прекращения огня.

 

Международное экономическое сотрудничество. Формирование Большого Евразийского партнерства

Выступаем за развитие открытой, недискриминационной многосторонней торговой системы, соблюдение прозрачных правил ВТО. Только таким образом можно обеспечить успешное восстановление мировой экономики. Особое значение в этом контексте приобретает задача гармонизации интеграционных проектов в различных регионах мира.

Президентом Российской Федерации В.В.Путиным выдвинута инициатива Большого Евразийского партнерства от Атлантики до Тихого океана, открытого для всех стран континента. Такой интеграционный контур, основанный на принципах международного права и транспарентности, позволил бы максимально раскрыть преимущества нашего общего евразийского региона, создать обширное пространство безопасности и стабильности. 

Полезный вклад в этот процесс внесло бы вступление в силу подписанного осенью 2019 года Соглашения о зоне свободной торговли между Сербией и Евразийским экономическим союзом, учитывающего самые передовые практики торговой либерализации. 

Подключиться к полноценному освоению возможностей евразийского сотрудничества могли бы и страны ЕС. Вопреки многочисленным спекуляциям, Россия заинтересована в сильном, самодостаточном Европейском союзе. Россия и ЕС остаются значимыми экономическими партнерами, крупнейшими соседями, способными нести общую ответственность за мир, процветание и безопасность на западе Евразии. Россия никогда не препятствовала намерению балканских стран, в том числе Сербии, присоединиться к ЕС – при том понимании, что это не будет наносить ущерб нашим двусторонним отношениям. 

 

Укрепление международной безопасности

Как постоянный член Совета Безопасности ООН, Россия всецело сознает свою особую ответственность за поддержание мира и безопасности и нацелена на совместную работу на этом треке со всеми заинтересованными государствами. Проводим последовательный курс на политико-дипломатическое урегулирование кризисных и конфликтных ситуаций. 

Договариваться, бесспорно, труднее, чем выдвигать односторонние требования и ультиматумы. Однако только компромиссные решения обеспечивают надежность и предсказуемость в мировых делах. 

Такой подход особо востребован для начала предметных переговоров о параметрах системы равной и неделимой безопасности в Евро-Атлантике и Евразии. Эта задача многократно провозглашалась на высшем уровне в документах ОБСЕ. 

Следуем тому же императиву, подчеркивая необходимость диалога на всех уровнях – от экспертного до политического – по проблематике стратегической стабильности в условиях предпринимаемых США опасных шагов по демонтажу создававшейся десятилетиями международно-правовой архитектуры контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения. Россия продолжит неукоснительно соблюдать свои международные обязательства в этой сфере, добиваясь того же от других партнеров.

Деструктивная линия НАТО на приближение военной инфраструктуры к российским границам, рекордный рост оборонных расходов, увеличение частоты и масштабов учений приводит к дефициту доверия и эскалации напряженности в Евро-Атлантике, создает риски безопасности самих членов альянса. Внимание и ресурсы при этом отвлекаются от реальных угроз, таких как терроризм и международная оргпреступность, на мифические. Не раз предлагали НАТО пойти по пути военной сдержанности. Со своей стороны, отказались от проведения крупных учений близ границ стран – участниц Североатлантического альянса. Однако в НАТО пока не проявляют готовности к аналогичным шагам.

Высоко ценим ответственный, суверенный курс Белграда на сохранение военного нейтралитета. 

Россия и Сербия придерживаются общей линии на противодействие трансграничным вызовам. Важной вехой на этом направлении стало подписание в июне 2020 года российско-сербского межправительственного соглашения о взаимодействии в борьбе с терроризмом. 

Россия является одним из становых элементов глобальной системы преодоления чрезвычайных ситуаций. Российско-сербский гуманитарный центр в г. Ниш, функционирующий на базе межправительственного соглашения между нашими странами, с высокой отдачей содействует ликвидации последствий стихийных бедствий в Сербии и в регионе Юго-Восточной Европы, проводит серьезную работу по разминированию, организует масштабные тематические учения, системную подготовку спасателей и пожарных. 

 

Косовское урегулирование

Рассматривая проблематику международного мира и безопасности, особо остановимся на ситуации вокруг Автономного края Косово и Метохия в составе Сербии. 

Российская позиция по косовскому урегулированию неизменна. Фундаментальную роль в решении косовского вопроса по-прежнему играет резолюция СБ ООН 1244. Разговор о будущих взаимоотношениях Белграда и Приштины может быть результативным лишь при строгом следовании нормам международного права, учете законных интересов и озабоченностей косовских сербов. Стороны должны прийти к согласию сами; форсировать «окончательную нормализацию», навязывать готовые рецепты и временные рамки извне контрпродуктивно. 

Исходим из того, что Европейский Союз, наделенный Генеральной Ассамблеей ООН мандатом посредника в диалоге между Белградом и Приштиной, должен непредвзято и эффективно выполнять свои обязанности, добиваться осуществления ранее достигнутых договоренностей, которые сегодня открыто игнорируются косовоалбанской стороной. Первостепенное значение имеют задачи формирования Сообщества сербских муниципалитетов Косово и урегулирования комплекса острейших вопросов, связанных с беженцами и внутренне перемещенными лицами. 

Будем поддерживать любые усилия, которые помогут Белграду и Приштине достичь прочной, жизнеспособной и обоюдоприемлемой развязки. Такая развязка должна соответствовать международному праву, а также, поскольку речь идет об обеспечении международного мира и безопасности, получить одобрение Совета Безопасности ООН. Как неоднократно подчеркивал Президент Российской Федерации В.В.Путин, Россия согласится только с тем решением, которое устроит самих сербов, защищающих свои законные права и интересы в Косово.

 

* * *

Россия, будучи одной из ведущих мировых держав, экспортером и гарантом безопасности и стабильности, ориентирована на конструктивную, созидательную повестку. Продолжим играть гармонизирующую роль в глобальных делах, взаимодействовать со всеми странами, готовыми к совместной работе на принципах предсказуемости, взаимоуважительного диалога, внимательного учета интересов и озабоченностей. Только сообща можно сделать мир стабильным и безопасным, обеспечить устойчивое развитие, процветание и благополучие всех стран и народов. 

Руководствуясь этим пониманием, намерены и впредь прилагать энергичные усилия по упрочению и обогащению стратегического партнерства с Белградом.