Посольство Российской Федерации в Республике Сербии
+381 (0) 11 361 1090
+381 (0) 11 361 1323
/График работы: 8.00 – 17.00 (пн – пт)
12 апреля

Статья Посла России в Сербии А.А.Боцан-Харченко для газеты «Курир», опубликованная 12 апреля 2021 года

Косовское урегулирование: 
диалогу нет альтернативы, но диалогу справедливому

Формирование в Приштине новых временных институтов по итогам «парламентских» выборов 14 февраля с.г. и планы по возобновлению диалога о будущем края Косово и Метохия – хороший повод проанализировать состояние и перспективы урегулирования. 

Сразу подчеркну: основные факторы нерешенности косовского вопроса – применение силовых методов, игнорирование законных интересов Белграда и потакание непомерным амбициям Приштины, пренебрежение международным правом в целом. 

Еще в середине 1990-х годов краевые сепаратисты создали террористическую «Освободительную армию Косово» (ОАК). В 1999 году, после инсценировки в Рачаке, НАТО – в обход международного права – развязала агрессию против Югославии. В 2004 году в крае прокатилась волна насилия против сербов. В 2008 году Приштина в одностороннем порядке провозгласила «независимость», которую поспешили признать западные кураторы. Урегулирование удавалось возвращать в диалоговое русло во многом благодаря активной роли России. 

Базовые принципы постконфликтного устройства определены в резолюции 1244 СБ ООН: это уважение суверенитета и территориальной целостности Югославии (правопреемницей которой является Сербия), обеспечение прав всех этнических групп в Косово. Ряд практических аспектов закреплен в Брюссельских договоренностях при посредничестве ЕС. Однако многие решения остаются на бумаге. Свою часть пути прошел лишь Белград.

Приштина же свои обязательства, прежде всего по созданию Сообщества сербских муниципалитетов Косово (ССМК), игнорирует. Напрашивается параллель с ситуацией вокруг Минских договоренностей по Донбассу. Киевские власти – при попустительстве Запада – тоже уклоняются от реализации затвержденных мер, не желая предоставлять автономию регионам, несогласным с «политикой свершившихся фактов». Стремятся снять с себя ответственность, высказываются за пересмотр достигнутых соглашений.

Обструкционизм Приштины проявляется и в том, что вместо обсуждения переговорной повестки выдвигаются – ради сиюминутного эффекта – новые искусственные требования. Доходит до дестабилизирующих призывов к созданию «Великой Албании». Возникает порочный круг: в крае постоянно подогревается национализм, тогда как реальная работа останавливается.

При этом Косово нельзя назвать «состоявшимся проектом» (против «суверенизации» края выступают порядка половины государств-членов ООН, ряд стран отозвал признание «независимости»). Даже злодеяния ОАК расследуют в Гааге зарубежные эксперты. Продолжается «ползучая» этническая чистка неалбанцев. Не обеспечены условия для сохранения сербского наследия края, православных святынь под защитой ЮНЕСКО. Хронической стала политическая нестабильность. Слабая экономика подорвана коронакризисом. Активны террористические и криминальные группировки.

Можно ли исправить плачевную ситуацию? Вполне. Приштине необходимо кардинально изменить подход. Провести в жизнь все согласованное в Брюсселе, начиная с формирования ССМК. Гарантировав права косовских сербов, выстраивать межэтническое доверие. Полноценно выполнять свои мандаты должны Миссия ООН, Миссия ЕС в области верховенства закона и Силы для Косово, причем последним требуется прекратить потворствование противоправным попыткам косоваров переформатировать свои силовые структуры в «армию». Евросоюзу надлежит беспристрастно осуществлять посреднические функции.

Как неоднократно указывал Президент России В.В.Путин, устойчивое разрешение косовской проблемы возможно только в рамках международного права, на основе резолюции 1244 СБ ООН. Такая развязка должна соответствовать законным интересам Белграда и народа Сербии и быть одобрена Советом Безопасности ООН.

Важно, чтобы диалог между Белградом и Приштиной осуществлялся без вмешательства извне. Как показывает опыт, навязывание временных рамок или рецептов, тем более «выламывание рук» – контрпродуктивно. Предстоит длительная многотрудная работа. Уверены, что в Белграде к ней готовы. Дело – за Приштиной. 

В заключение отметим: необходимо сохранять косовский вопрос в поле зрения СБ ООН, ключевого механизма поддержания международного мира и безопасности. Рассчитываем на открытый обмен мнениями на его заседании по Косово в середине апреля с.г. Хотелось бы надеяться, что и западные партнеры начнут вносить в урегулирование конструктивный вклад.